IzchezProjects/велопутешествия/Русский Север
главная  велопутешествия  фотоальбомы  почитайки  MiazoRRk  гостевая 

Русский Север


18. Экватор

14-й день 14.07.2003г

Простор Этот день можно назвать одним из самых долгих и ярких в нашем путешестви. И это связано не только с тем, что им отмечена середина путешествия. Начать стоит с того, что ночёвка наша длилась около двух часов. Солнце за это время успело опуститься за горизонт и снова подняться почти в том же месте. В старую, местами прохудившуюся палатку набилась целая туча мошкары. Гнус ровным слоем покрывал все внутренности временного жилища и нещадно нас ел. Когда мученья, доставляемые насекомыми, перевесили усталость, мы вскочили, быстро свернули лагерь и двинулись в путь.

Ранним утром машин на дороге не было. А когда над лесом поднялось сонце, то и мошкара перестала донимать. Воспользовавшись этим, мы приготовили быстрый завтрак и настроились на марш-бросок до Кянды.

Вдоль леса и сладко пахнущих болот мы двигались от тягуна к тягуну, пока не упёрлись в Т-образный перекрёсток. Сориентироваться помогло видневшееся с горы море на горизонте. Свернули влево. Дорога стала лучше. Щебень закончился, а покрытием служили уложенные в два ряда бетонные плиты. Когда-то здесь планировалась трасса. На это указывали недостроенные бетонные мосты через реки и груды попорченных временем стройматериалов. Но переправляться через реки нужно было рядом с бетонными гигантами, по ветхим деревянным мостикам. Тайга местами была вырублена и представляла удручающее зрелище. Вырубки пахли гниющей корой. Запах был похож на то, как пахнут грязные сапоги. От усталости ли или от бессонной ночи, но шуршание колёс по грунту стало гипнотизировать. Смотришь вреред, видишь раскрошенный бетон и уже представляешь себе звук, с которым пройдёт велосипед по нему. От созерцания скрипов и постукиваний отвлекали только возникающие иногда в поле зрения автомобили. Но их было мало.

Наконец, мы оказались на перекрёстке, который предложил нам два варианта пути. Влево – пыльный грейдер с указателем «Маложма» и табличкой «техническая лесовозная дорога». Прямо – плохонакатанная грунтовка. Мы спешились и, радуясь возможности размять ноги, стали неспеша осматриваться. Дальше события развивались как в спектакле. Представьте себе в качестве сцены пыльный перекресток среди тайги. А действующие лица – это два велосипедиста, проносящиеся лесовозы и случайные водители автомобилей. Шатающейся походкой я отправился посмотреть, куда же ведёт грунтовка. Навстречу, переваливаясь по ухабам, выехала заляпанная грязью по самую крышу белая Нива. В ней с начальственным видом сидели трое здоровых мужиков. Я обрадовался и в открытое окно спросил у водителя, можно ли по этой дороге добраться до моря. Мне ответили: «Вы на чём?». «На велосипедах». Мужики переглянулись: «Доедете. Семь километров помучаетесь, а там нормальная дорога.» «Нива» проехала, а я пошел сообщать хорошие новости Володе. Прогрохотал лесовоз, везущий хворостовый лес. Как только осела пыль, на перекрёсток выехала «Газель». Водитель спросил, можно ли проехать по той дороге. Я ответил: «Не знаю. Белую «Ниву» видели? Она оттуда выехала…» Видно было, как в душе у водителя борются разные чувства. Но он всё-таки решил попытать счастья. Мы отправились вслед за ним. Дорога представляла из себя разъезженную просеку. «Газель» еле переползала с ухаба на ухаб, мы ехали почти сразу за ней. Потом началась грязь. Зарывшись носом в эту грязь стояла «копейка». Вокруг суетились люди. Подъхав к опасному месту, водитель «Газели» вышел. Видимо осмотр дал положительные результаты – «Газель» двинулась с места. Передок проскочил, а задние колёса безнадёжно забуксовали. Ещё километров пять мы тащили велосипеды по грязи, раздумывая о судьбе застрявших автомобилей. Уже в конце этого бездорожья, у выезда на лесную дорогу стоял трактор. Ребятам, отдыхающим около него, мы рассказали о случившемся. Не знаю, решились ли они поехать помочь, но видно было, что заинтересовались. Всё- таки лишняя десятка на дороге не валяется. В этом переплетении путей разных людей на одном участке бездорожья я вижу что-то очень характерное для Русского Севера. Занавес.

Тамица С выездом на лесную дорогу трудности не закончились. На Володином велосипеде рассыпался подшипник в каретке и выдавилась левая чашка. Лишний раз убедились, что запас лишним не бывает. Я уже к этому времени ехал с Володиными собачками и пружинками в трещотке. Теперь моя очередь делиться. В моих закромах как раз был весь запасной комплект каретки. Заменили изношенные чашки и подшипники. Мы специально постарались не дублировать друг друга в плане запчастей, чтобы меньше везти тяжестей. Каждый запасался исходя из своего опыта.

Кянда оказалась маленькой уютной деревней с заасфальтированной главной улицей. Здесь я впервые имел возможность узнать, что такое «омут». Знакомое с детства слово никогда не связывалось с каким-то конкретным образом. И вот, когда мы спросили где можно набрать воды, нас направили к роднику за омутом. Теперь омут для меня – это то место в Кянде, где мы набрали свежей воды и искупались в глубокой тихой воде.

Следующим пунктом стала Тамица. После недолгого перехода по лесу мы въехали в удивительно живописную деревню. Здесь мы перекусили пряниками и парным молоком. Продавщица, у которой мы покупали пряники, предложила нам молока из своего хозяйства. На вопрос, что в деревне есть интересного, она рассказала, что у них тут гусей разводят. Этот ответ нас немного озадачил.

Пляж у Белого моря Всё говорило о том, что скоро мы будем у моря. Но усталость и бессонная ночь брали своё. Нарастало нетерпение. За каждым новым поворотом мы ожидали увидеть берег. Но лес всё не кончался и это даже начинало злить. Двадцать километров от Тамицы до Белого моря были самыми длинными за нашу поездку.

19. Белое море

15-й день 15.07.2003г

И вот цель достигнута! Лесная дорога уперлась в асфальт. Впереди стал виден дачный поселок, а суровая тайга сменилась приветливым сосновым бором. Оставив велосипеды, мы отправились на разведку в лес. Далеко идти не пришлось. С пригорка нашим взорам открылся простор Белого моря. Дело за малым – дотащить велосипеды с поклажей до берега.

Как только мы расположились на пляже, было принято решение отдыхать здесь не менее суток, пока не надоест. Уж очень уютным оказалось место. Особенно по контрасту с предыдущей «ночёвкой».

Сонливость и раздражение как рукой сняло. Остаток сегодняшнего дня и больше половины следующего мы провели на берегу. Море приходило и уходило. В отлив ходили купаться за полтора километра от берега. Босые ноги щекотали морские черви, живушие в песке. Сложив одежду на песчаной отмели, плескались в тёплой воде. В прилив вода становилась ледяной. Местные жители предупредили, что когда вода начинает прибывать, Море лучше сразу выходить на берег, нето можно и утонуть. В подтверждение рассказали историю про остров неподалеку, где раньше была зона. Там, якобы, даже не ставили заграждения из колючей проволоки. Если беглец и выбирался с острова в отлив, то всё равно не успевал перейти пролив и погибал в студёной воде, прибывавшей из Северного Ледовитого океана.

Отдыхали активно. Бездельничать не получалось. Всё время что-то фотографировали, ходили к дачам за водой или приводили в порядок велосипеды. У Володи порвалась покрышка, и он уйму времени потратил на ремонт.

Этот день мы решили считать серединой путешествия – экватором. С завтрашнего дня начинаем возращаться. Но это не значит, что нас не ждут приключения. Впереди ещё Великий Устюг и поиски дороги к нему. Но двигаться мы теперь будем на юг. >>

IzchezProjects


Created by:Izchez
©2006-2007