IzchezProjects/велопутешествия/Русский Север
главная  велопутешествия  фотоальбомы  почитайки  MiazoRRk  гостевая 

Русский Север


16. Северодвинск

12-й день 12.07.2003г

Прощай Ижма! Знакомый разбитый грейдер привёл нас снова в Архангельск. Проехав по знакомым улицам, мы по узкому, заполненному автомобилями мосту переправились через Северную Двину. Дорога на Северодвинск оказалась весьма оживлённой. За короткое северное лето наконец-то выдался жаркий денёк на выходные. У каждой мало-мальской речки возникали стихийные кемпинги. Все стремились выехать из города отдохнуть. Мы тоже страдали от жары и духоты и несколько раз останавливались искупаться. Наши загорелые спины сильно выделялись на фоне бело-розовых архангелогородцев. Всё-таки, мы уже побывали в Крыму в этом году!

Вечером, по шумной пыльной трассе, мы въехали в Северодвинск. И оказались в заповеднике социалистического прошлого. Город до недавнего времени был закрытым. Для того, чтобы в него попасть, нужны были какие-то специальные пропуски и вызовы. Связано это было с его военно-промышленными предприятиями.

Размах, с которым построен Северодвинск, впечатлил. Широкие прямые, как стрелы, улицы, ведущие к памятнику В.И. Ленина. Тихие просторные дворики около невысоких домов. И заводы…

Кататься по Северодвинску было одно удовольствие. Тихий, чистый город с запущенными зелёными насаждениями. Правда, не удалось найти колонку с водой, поэтому пришлось просить воду у горожан. Пока Володя угощал детишек конфетами, тётя передавала через окно наполненные бутылки с водой.

Отлив Ночевать отправились на остров Ягры. Это что-то вроде северного курорта с пляжами. Немного беспокоило, что разбиваться будем в черте города, но очень соблазняла перспектива проснуться на берегу моря. А то всё тайга да тайга… По дороге на остров любовались военными заводами. По слухам, там строили подводные лодки. Под впечатлением от «социалистичности» Северодвинска нам даже повсюду эти подводные лодки мерещились. На мосту у меня случилась вторая серьёзная поломка за это путешествие (сломаные спицы и проколы за поломки не считаются). От износа перестала работать трещотка, нужно было заменить собачки и пружинки. Ремонт трещотки – дело кропотливое. Много неприятностей доставляют мелкие шарики, которые так и норовят рассыпаться. Сколько бы вы не приклеивали их твёрдой смазкой, все равно пара штук останется за бортом. А разбирать трещотку только для того, чтобы вставить их на место, поверьте, не стоит! Особенно, в походных условиях!

Ремонт занял час. Разбивались снова далеко заполночь. В поисках тихого места для стоянки заехали достаточно далеко вглубь острова. Выходной день – не самое подходящее время для бивуака в черте города, но спокойное место найти всё-таки удалось. Предприняв меры от случайных пьяных хулиганов, мы завалились спать. Звуки ближайших затянувшихся пикников слегка беспокоили, но палатку мы спрятали за пригорком среди кустарника, а велосипеды привязали и заминировали мисками и ложками. Поэтому спали спокойно.

17. Тайга

13-й день 13.07.2003г

Утром вокруг нашей палатки уже загорали пляжники. Когда мы, протирая глаза, вылезли из палатки, то вместо приветливого «с добрым утром» как на Ижме, услышали: «У-у! Повылазила пьянь!». Эту фразу отпустила толстая тётёха, сидевшая неподалёку со своим супругом. Неужели мы были так похожи на ночных гуляк!?

Море удивило… своим отсутствием. Когда мы разбивались, оно было на месте, но сейчас оно ушло – отлив. Это позволило нам прогуляться вдоль берега и насобирать мидий. Володя загорелся идеей часть из них испечь, а из остатка сварить суп. Раз уж мы добрались до моря, то и меню у нас будет морским! Через некоторое время море вернулось. После завтрака мы долго плескались в мелкой воде и пробовали её на вкус. Да – солёная, значит действительно – это Белое море. Пусть в заливе воды и по колено, но она из Северного Ледовитого океана!

Настало время определяться с дальнейшим маршрутом. Раз уж мы в Северодвинске, решено было двигаться дальше на запад к Онежскому заливу. Попробуем прокатиться вдоль берега до города Онеги. Затем будем искать дорогу на Котлас и Великий Устюг. В пользу этого маршрута говорило ещё то, что часть пути будет проходить вдоль реки Онеги, у берегов которой множество старинных деревень.

Через Северодвинск к трассе на Онегу нас провели велосипедисты, с которыми мы познакомились на площади около памятника Ленину. Прокатились дворами, затем через кварталы новостроек выбрались из города. Некоторое время ехали по асфальту мимо дачных посёлков. Дачные участки все маленькие с аккуратными грядками. Почти на всех в том или ином виде присутствовали теплицы.

Добрались до развилки. Вправо – разбитый асфальт. Влево – крупный щебень с песком. Спросили дорогу. Наша – по щебню.

В Архангельске мы обзавелись пятикилометровой картой Архангельской области. Руководствуясь ею, мы и выстраивали дальнейший маршрут. Дорога на Онегу была обозначена почти прямой линией. Настораживало, что вдоль неё на протяжении ста километров нет ни деревень ни отвороток. Ничего, только тайга. Но решение принято, направление выбрано и пути назад нет. Следующим пунктом станет поморская деревня Кянда в нескольких километрах от берега Онежского залива.

Техническая дорога Как оказалось, наша карта только намекала на направление к Онеге. В задачу картографов не входило придерживаться достоверности. Плохонакатанная лесовозная дорога сразу стала петлять по сизому от пыли лесу. Вскоре начались тягуны. Медленно, но верно, мы вползали на водоразделы, а затем так же по-черепашьи скатывались вниз по напоминающему стиральную доску «покрытию». Как-то не верилось, что в конце пути нас ждёт какой-то город. Казалось, что мы навеки покинули лоно цивилизации. О том, что дорога куда-то ведёт, можно было судить только по мчащимся мимо лесовозам. А может, это и не лесовозы вовсе, а чудовища из другого мира, которым, по странному стечению обстоятельств, совсем нет дела до двух жмурящихся от пыли велосипедистов?

Первое время мы двигались в постоянном облаке пыли. Мелкая пыль, поднятая одним грузовиком, не успевала осесть, когда появлялся следующий и дабавлял новую порцию. К вечеру автомобилей стало меньше. Из-за того, что мы не могли разогнаться по щебню, нас стали догонять насекомые. Мелкая мошкара залазила во все прорехи экипировки. Накомарник не помогал. Я сам наблюдал, как одна мелкая гнусина села на сетку, пролезла сквозь неё, затем вылезла обратно. Как-будто бы тренировалась.

Был, правда, один заасфальтированный участок длиною в пару километров возле родника. Мы там умылись, набрали воды и, отдохнув от пыли, взбодрённые двинулись дальше. Лес стал темным и неприветливым. Дремучая чаща совершенно не располагала к бивуаку. Поэтому даже после того, как мы совсем уже выбились из сил, всё равно продолжали ехать. Как позже выяснилось, мы оба ждали друг от друга сигнала к привалу и оба злились, что такой сигнал не поступает. Наконец, впереди показался поворот и проржавевший указатель. На указателе удалось прочитать только, что отворотка ведёт к какому-то озеру. Тайга Карта по этому поводу промолчала. В пользу того, чтобы поискать место для стоянки именно там, говорила хорошо накатаная, гладкая как асфальт грунтовка. Просто блаженством было съехать с надоевшего щебня. Но дорога вскоре закончилась у вертолетной площадки. А за ней действительно было озеро и деревянные домики. Однако заночевать около озера нам не удалось. Как только мы спустились к берегу, на нас со злобным рычанием набросились собаки. Выбежавшие на их лай мужики вовремя успели их отогнать. Как оказалось, это база отдыха для не самой бедной части населения, поэтому пришлось ретироваться.

День для нас закончился чаепитием в дремучем лесу под свисающими с деревьев лишайниками. Мы пили чай и плакали от едкого дыма, в котором пытались спрятаться от мошкары. >>

IzchezProjects


Created by:Izchez
©2006-2007