IzchezProjects/почитайки/Крутой Зомбятник
главная  велопутешествия  фотоальбомы  почитайки  MiazoRRk  гостевая 

Крутой Зомбятник

У термина "зомби" есть два перекликающихся между собой значения. Первое - живой труп. Второе - человек, утративший индивидуальность под воздействием внешних факторов и слепо подчиняющийся чужой воле. Перекликаются они в том смысле, что зомбированный человек становится нам чужим, как бы умирает. Его мотивация воспринимается нами, как враждебная, будь-то поиск алкоголя или наркотиков, или религиозная экзальтация. Мы уже больше не воспринимаем его как человека и используем ярлыки, такие как "нарик", "алкаш", "сектант", "террорист" для того, чтобы развязать себе руки по отношению к нему, и сделать мысль о нанесении ему увечий или даже об убийстве вполне допустимой. Слова, в данном случае, могут убивать. Обратите внимание на такой пример из повседневности, как российские новости о событиях на Северном Кавказе. Например фраза: "В ходе спецоперации, которая проходила в дагестанском Дербенте с пятницы по утро субботы, ликвидирован боевик" - не оставляет нам повода сомневаться в правильности действий правоохранителей. Но стоит только её поменять на: "В ходе спецоперации, которая проходила в дагестанском Дербенте с пятницы по утро субботы, убит человек, стрелявший по милиционерам " - всё произошедшее окрашивается совсем другими тонами. Возникают ненужные вопросы: кто этот человек? Что заставило его стрелять по милиционерам? и пр. Крайняя точка среди слов "с правом на убийство" - это "зомби" в значении живой труп. Вина или ответственность напрочь исчезают по отношению к этому существу - оно и так мертво, убить его - значит только исправить досадное недоразумение. И здесь мы вплотную подходим к источнику популярности фильмов про оживших мертвецов. Хищная агрессия, спящая под спудом сознания, находит свою идеальную реализацию, хитро обойдя все психологические барьеры, выстроенные необходимостью для человека вести социальный образ жизни. Она позволяет нам получать удовольствие, глядя на кровавые сцены расчленения и смерти. Конечно же, мы наслаждаемся фильмами ужасов в контексте того, что это никогда не станет реальностью, мертвые не начнут оживать, чтобы откусить нам голову или превратить нас в таких же как они. Но...

Руандийцы ищут убежища в лагере миротворцев ООН. (Отстреливая Собак) В совсем не далёком прошлом, а именно, в апреле 1994 года в африканской стране Руанда, "неожиданно" для мировой общественности негры стали рубить друг друга в капусту, с помощью простого и дешёвого средства - мачете. По большому счёту, ничего особенного не происходило, гражданские войны и государственные перевороты текли здесь непрерывной чередой от самого провозглашения независимости в 1962 году. То есть уже тридцать лет. Но через три месяца оказалось, что истреблено порядка миллиона людей. Почему "порядка"? Потому что никто не может сказать, сколько именно, ведь и живых-то негров никто не считал. Оставшиеся в живых болели и умирали от голода у заваленных трупами водоёмов и полей. Все три месяца мировая общественность горевала по поводу невозможности определить, является ли происходящее в Руанде геноцидом или нет. И соответственно - нужно ли вернуть в страну ооновских миротворцев, предварительно оттуда эвакуированных. Пока "цивилизованные" страны торговались о стоимости танков, которые можно было бы выделить на помощь преследуемым представителям народа тутси, против которых, собственно, и развёрнута была вся эта кампания, негры изнасиловали по кем-то подсчитанной статистике 250 000 женщин. Статистика, видимо, подсчитывалась так: "если всего убито 1 000 000 человек, то половина из них, наверное, женщины. Значит 500 000. Зомби штурмуют убежище живых. (Земля Мёртвых) Но всех изнасиловать вряд ли могли, кто-то был убит раньше, значит, делим пополам и получаем на выходе 250 000". Миротворцы введены не были, и не последнюю роль в этом сыграло то, что в Руанде, по словам Била Клинтона, у США стратегических интересов нет. Закончилось всё приходом Руандийского Патриотического Фронта, и добиванием недосбежавших представителей народности хуту, организовавших и активно участвовавших в геноциде против тутси. Бил Клинтон приехал в Руанду и пособолезновал всем руандийцам. На мой взгляд, единственная достаточно веская причина политики невмешательства во внутренние дела "независимого государства", которой придерживались в ООН - это ставка на победу экстремистского правительства хуту - победителей, как известно, не судят. Теперь же Европа тяжело переживает свою ошибку - ставка была сделана не на ту сторону, экстремисты хуту проиграли и сбежали в Конго, а поредевшие тутси обвинили ООН в бездействии. Новый президент Руанды - тутси Поль Кагаме из РПФ, даже делал попытку "пришить" европейцам поставки оружия в Руанду вопреки эмбарго. Благодаря всему вышеперечисленному маленькая страна в центральной Африке прославилась на весь мир. Об ужасах произошедшего стали снимать фильмы "основанные на реальных событиях" и даже с участниками этих событий на второстепенных ролях. Один из них, особенно достоин просмотра. Речь идёт о художественном фильме "Отстреливая собак" режиссера Майкла Кейтона-Джонса.

Последствия геноцида. (Отстреливая Собак) Я не стану пересказывать сюжет, чтобы не отбивать читателю желание посмотреть фильм, а только проведу ряд параллелей с фильмами совсем другого жанра и расставлю акценты на самых значимых, на мой взгляд, сценах. Название фильма связано с тем, что за время геноцида собаки привыкли питаться человечиной, в изобилии валявшейся на улицах и плавающей в реках. Ожидающие эвакуации миротворцы отстреливали собак из каких-то "гигиенических" соображений, вместо того чтобы отстреливать экстремистов, ставших причиной происходящего. Этому уделено в картине совсем немного внимания - буквально одна короткая сцена. Зато достаточно места уделено роли слов, как средства уничтожения. Не раз в уста главных персонажей, стремящихся к сохранению мира, вкладываются реплики о том, что для нас, мол, не должно быть хуту и тутси, а должны быть руандийцы.

Геноцид в Руанде начался со слова "нийензи", что в переводе означает таракан. Так экстремисты хуту называли тутси. Ещё в завязке фильма, когда нас вводят в курс мирной жизни руандийцев, это слово звучит, как предвестник катастрофы. Именно оно формирует ожидание чего-то ужасного, то чувство, которое Альфред Хичкок метко назвал suspense. Это первое, что роднит "Отстреливая собак" с фильмами ужасов. Специально хотелось бы отметить сцену, когда suspense достигает кульминации. Звук далёкого взрыва среди тихой ночи заставляет всех вздрогнуть. Это упал сбитый президентский самолёт. Особый эффект этой сцены достигнут создателями путём подчёркнутой приглушённости, отдалённости взрыва и острой тревожной реакции крупным планом показанного главного героя - священника. Последствия зомби-апокалипсиса. (Ходячие Мертвецы) Для зрителя фильма это равнозначно выбросу в атмосферу газа "триоксина" (Возвращение Живых Мертвецов). Все понимают - началось. И готовятся к стремительному нарастанию событий.

Классик мирового зомбятника, Джордж Ромеро, очень много внимания уделяет в своих сценариях средствам массовой информации. Его фильм "Рассвет Мертвецов" начинается с тщательного воссоздания работы телестудии в экстренных условиях. Кроме этого, именно по радио и телевидению главные герои узнают о катастрофе и получают руководства к действию - адреса пунктов спасения и инструкции по выживанию. СМИ разъясняют особенности поведения зомби и учат убивать их, призывают объединяться в ополчения и внушают беспощадность к противнику. Тоже самое происходило в Руанде весной 1994 года. Гигантские масштабы насилия и убийств никогда не были бы достигнуты без активного участия СМИ. Члены "интерахамве", что в переводе означает "нападающие вместе", получали комплекты - мачете и радиоприёмники. По радиоприемникам они слушали весёлую музыку, списки первоочерёдных жертв, адреса пунктов, где те могут скрываться, и призывы не сидеть сложа руки, а бороться за правое дело. Позже, на судебных процессах, защитники обвиняемых в призывах к насилию журналистов апеллировали к "свободе слова и свободе печати" - Руанда демократическая страна.

Вспышки от выстрелов над Кигали в ночь начала геноцида. (Отстреливая Собак) Подобно тому, как в фильмах Джорджа Ромеро, вдохновлённые своей сплоченностью отряды добровольцев прочёсывают посёлки в поисках живых мертвецов, так "интерахамве" врываются в дома, разыскивая "нийензи" для жестокой расправы. В первые дни - с энтузиазмом, подогреваемым пропагандой и алкоголем. Позже - преодолевая похмелье и скуку. Рутина затягивает, каждое утро рядовой законопослушный руандиец начинает с бутылки, затем рука привычно тянется к облипшей засохшей кровью, мозгами и волосами дубине. По свистку он отравляется на "работу". Так же, как и в фильмах Ромеро (например, "Земля Мертвецов"), скучающие ополченцы, для которых убийство стало обыденностью, отлавливают живых "зомби" - "нийензи" и истязают их для того, чтобы развлечься и не потерять вкус к жизни.

Следующим моментом, роднящим описываемый фильм с ужастиками, является сценарная уловка, позволяющая перенести действие из места, где прячутся главные герои, наружу, туда, где господствует зло. Нужно это для того, чтобы показать все припасённые специалистами по гриму и спецэффектам трюки и фокусы. Реализуется это методом вылазки за чем-то крайне необходимым - лекарствами, топливом, оружием или просто посмотреть, как там поживают соседи. Ничем хорошим, как правило, это не заканчивается. В фильме "Ночь Живых Мертвецов" герои пробиваются сквозь толпу зомби к заправке за топливом для грузовика. В результате теряют двоих членов команды и грузовик. В "Отстреливая собак" священник отправляется в соседний монастырь узнать спаслись ли монахини. В результате - теряет веру.

Зарево пожаров над Парижем в ночь начала зомби-апокалипсиса. (Стая) Обязательный атрибут фильмов про зомби - это драматическая встреча одного из главных героев с кем-то близким и знакомым, превратившимся в оживший труп. Встаёт напряжённый вопрос, считать ли его человеком? Но само повествование подталкивает к тому, чтобы забыть обо всех привязанностях. Так и в "Отстреливая Собак" недавний добряк, служащий в школе дворником, предстает перед нами с окровавленными по-локоть руками и наглой усмешкой на роже. Даже получив от него помощь, никто уже не видит в нём человека.

Правда, есть одно различие между "Отстреливая собак" и зомбятниками. В зомбятниках всегда понятно кто зомби, а кто живой человек, имеющий право убивать. А в описываемом фильме всё переворачивается с ног на голову. Одна сторона - это зомбированные хуту, готовые убивать, слепо подчиняясь пропаганде. Другая сторона - тутси, не имеющие права на жизнь, а значит живые мертвецы. И те и другие - зомби, только в разных смыслах. Одни утратили волю и следуют внушаемой сверху цели, другие - живы лишь по недоразумению и должны быть уничтожены.

Интерахамве на работе. (Отстреливая Собак) Что касается роли власть имущих, в том числе и западных держав, имеющих экономические интересы в Африке, то можно провести параллель с социальной метафорой Джорджа Ромеро "Земля Мертвецов". Этот фильм уже далеко ушёл от обычных фильмов ужасов. Многие видят в нём метафору социальных и политических отношений в современном мире, где "зомби" это население стран "третьего мира", не имеющее прав на богатства своих территорий и не умеющие ими распоряжаться. Живым нужно только прорываться сквозь их толпы к супермаркетам и складам, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Живущие в бетонном небоскребе «Fiddlers Green» богатые существуют за счёт бедных, населяющих городские трущобы, а те в свою очередь грабят оставшиеся на территории зомби торговые центры - это модель западных государств и их отношений с "развивающимися" странами. Описываемые в фильме события представляют собой то, чего боятся и бедные и богатые в развитых странах - мировая революция, начавшаяся в странах третьего мира - поумневшие зомби перешли океан и штурмуют «Fiddlers Green». Понятное дело, что если зомби начнут вдруг убивать друг друга - живым это только на-руку. Но хитрый Ромеро такого шанса нам не оставляет. Кстати, в самом первом фильме про зомби - Белый Зомби 1932 года с Белой Лугоши - порабощённые колдуном бездушные тела были предметом эксплуатации. Зомби использовались, как дармовая рабочая сила на сахарном заводе. Когда владельца завода колдуна Легендре спросили, что бы произошло, если бы его рабы снова обрели душу, он ответил: "Они бы разорвали меня в клочья, но этого не случится!". Это прозвучало как пародия на тщетную веру империалистов в незыблемость существующего мирового порядка, в то время когда на одной шестой части суши уже бушевал Коммунизм.

Зомби на охоте. (Рассвет Мертвецов) От просмотра "Отстреливая собак" - остаётся тревога, что ужастики на самом деле не так уж фантастичны. Возможно, что по улицам и не пойдут мертвецы, но проснувшись однажды, мы обнаружим блокпост на своей улице и людей, которым всё можно, потому что они на правильной стороне. Сейчас, когда всё "постсоветское" пространство неуклонно превращается в "страны третьего мира" мы всё ближе становимся к условиям, породившим геноцид в Руанде и в других "горячих точках" по всему миру. В том же Дагестане "правоохранители" с автоматами на пузе, под предлогом "напряжённой обстановки" могут остановить проезжего и допросить, даже не представившись. А убедившись, что имеют дело не с ваххабитом, обвешанным взрывчаткой, а безобидным туристом - посшибать деньги или поиздеваться всласть. Ещё один шаг и они будут сначала стрелять, а потом уже проверять по документам сколько у тебя денег. В Руанде "интерахамве" с полным правом могли убить любого тутси или любого человека похожего на тутси, или любого замеченного в симпатиях к тутси. Этнические различия стёрлись за столетия совместного существования народов и под ярлык "нийензи" мог попасть любой неугодный.

Бравый интерахамве. (Отстреливая Собак) Завершается фильм таким же приемом, как и начинался. Через несколько лет герои встречаются уже в спокойной мирной обстановке, но звук свистка с находящейся неподалёку спортивной площадки заставляет их вздрогнуть. Почему? Предлагаю посмотреть фильм и узнать.

Подытожить хотелось бы сравнением фильма "Отстреливая собак" с философской притчей "День Свиньи" режиссера Серджио Пачелли. В ней самозваный король Азазел, для того чтобы утвердить свою власть, объявляет трёхдневный праздник и полную свободу для своих подданных на эти три дня. По его замыслу, чем больше люди возьмут себе свободы, тем более станут рабами. Он отменяет все законы и наказания и раздаёт вино и еду из королевских погребов, призывая веселиться и дать волю всем своим похотям. Даже грозит расправой тому, кто будет воздерживаться. К утру город опустел, только безжизненные нагие тела, сваленные в кучи, оживляли декорации. Жители истребили друг друга. Досталось и невовремя пришедшим в город за милостыней слепцам.

Зомби по имени Том. (День Мёртвых) Несмотря на плачевный результат, в расчёте Азазела всё же была крупица смысла. Только для укрепления своей власти нужно было дать свободу лишь одним и только по отношению к другим. Экстремистское правительство Руанды так и поступило - дало свободу хуту по отношению к тутси. Стремясь таким образом поработить одних и уничтожить других. В зомбятниках Джорджа Ромеро правительство дает такую свободу по отношению к "зомби". Средства массовой информации подхватывают и разносят по умам заразу вседозволенности - начинается хаос, но имеющий вполне определённую цель. В фильмах про зомби никто не хочет оказаться на стороне живых мертвецов, кроме разве что маргиналов, ищущих ответ на вопрос - а что же находится по ту сторону смерти. Но их единицы. В целом же нравственный посыл сводится к тому, что нужно оставаться в лагере живых и пустить себе пулю в лоб, если мертвецкая зараза попала тебе в кровь. Это позиция, на которой строится сюжет. Зомбятники и СМИ учат нас быть на правильной стороне и бороться со злом. Они прививают нам представление о правильной стороне и веру в её правильность. Если начнётся зомби-апокалипсис, мы должны будем выбрать эту правильную сторону. Сторону имеющих свободу по отношению к другим.

Итог. (Отстреливая Собак) Иллюстрации ко дню свиньи или, в другой терминологии, зомби-апокалипсису мы можем наблюдать в повседневности, на какие-нибудь "большие" праздники. Выйдите в новогоднюю ночь на улицу - вы увидите и одиноко шатающихся зомби и ледовое побоище, когда невнятно мычащие мужики валят друг друга в снег, чтобы затоптать ногами, а визжащие бабы тягают одна другую за капюшоны. Увидите лихача, кружащегося на автомобиле посреди автостоянки, подобно безмысленному ожившему мертвецу, конвульсивно выжавшему педаль газа и свернувшему руль. Над этим всем полыхают вспышки и грохочет канонада, а воздух, не смотря на мороз, можно поджигать, так обильно он смочен в спирте. Когда-нибудь такая новогодняя ночь может не закончиться вовремя, и похмелье от запойного насилия и Итог. (День Свиньи)вседозволенности будет последним.

Предлагаю читателю задаться вопросом: если с завтрашнего дня по всем СМИ зазвучат призывы убивать соседей за бутылку пива и всенародное признание, через сколько дней Вы окажетесь на улице с монтировкой в руках для эффективного проламывания черепов?

IzchezProjects


Created by:Izchez
©2011